ФБУЗ"Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области."

История становления

История развития санитарно-эпидемиологической службы на железнодорожном транспорте начинается с периода строительства и эксплуатации первых железных дорог. Первая железная дорога в России начала строиться в 1837 году между Санкт-Петербургом и Павловском, ее протяженность составила 27 км. С 1843 года началось строительство двухпутной железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Эксплуатация дороги началась с мая 1847 года, но официально дорога была принята для осуществления в полном объеме пассажирских и грузовых перевозок с 1851 г. Медицинское обслуживание на строительстве железной дороги осуществляли 10 лазаретов, так называемые «балаганы», которые были открыты в 1843 г. Вначале оказание первой помощи было платное и рабочие не обращались за медицинской помощью, поэтому ее стали оказывать бесплатно. В 1845 году на строительстве железных дорог одновременно работали около 65 тысяч человек, среди которых возникли заболевания сыпным тифом. В течение двух месяцев заболели 9 тысяч человек, из которых умерли 6 тысяч, из них 2 врача и 20 фельдшеров. В 1865 году за счет государственных средств построили железные дороги Одесса-Балта и Раздельная-Тирасполь. В 1867-1868 гг. — Балта-Елизаветград. В 1866-1868 гг. сооружена Московско-Курская железная дорога. В 1865-1872 гг. в тяжелейших условиях субтропического климата, где свирепствовала малярия, построили Закавказскую железную дорогу. Со строительством железных дорог развивалась и медицинская служба, в том числе и санитарный надзор.

В 1846 году на строительстве железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой работало 20 врачей и 63 фельдшера. А уже через 3 года после принятия ее официально в эксплуатацию, в 1854 году, была утверждена сеть и штаты медицинских учреждений для Петербургско-Московской магистрали, состоящей из лазарета на 10 коек на ст.Бологое и фельдшерских пунктов на наиболее крупных железнодорожных станциях. Затем эта система медицинского обеспечения была закреплена и на других дорогах принятым в 1864 г. «Положением о врачебной службе» на железной дороге, в котором определен был также объем и санитарных мероприятий. В июне 1865 года указом императора Александра II Главное управление путей сообщения и публичных зданий, при котором был учрежден Департамент железных дорог, было преобразовано в Министерство путей сообщения. Первым министром стал Павел Петрович Мельников (1804-1880). Это сказалось в дальнейшем на более быстром развитии как железнодорожного транспорта, так и медицинского обеспечения на железных дорогах, в том числе и на становление санитарного надзора. В 1885 году в Министерстве путей сообщения было организовано так называемое «санитарное делопроизводство», состоящее из врача и фельдшера, которое разрабатывало статистическую отчетность, вело переписку с другими службами МПС, управлениями железных дорог. В «Положении о Врачебно-санитарной службе на эксплуатируемых и строящихся наземных железных дорогах» (1886 г.) указывалось, что одной из первоочередных задач врачебной службы является «наблюдение за санитарным состоянием дорог». Такое важное значение наблюдению за санитарным состоянием дорог уделялось в связи с неблагополучной эпидемической обстановкой в России и на железных дорогах, особенно по холере. Так, в период наибольшего развития эпидемии в июне-сентябре 1892 г., одно заболевание холерой приходилось на 3417 пассажиров и одно заболевание на 221 железнодорожника и членов их семей. В 1893 г. Министерство путей сообщения «Правилами о медицинской службе (части) на всех железных дорогах казенных и частных» определило структуру и порядок медицинского обеспечения на уровне железной дороги, который сохранялся до 1913 г. Согласно этим правилам, медицинская помощь оказывалась работающим на железной дороге и членам их семей, а также всем лицам, заболевшим или получившим травму во время поездки по железной дороге. Пассажирам оказывалась только первая медицинская помощь.

Врачебные службы обеспечивали медицинский отбор поступающих на железнодорожный транспорт в профессии и на должности, связанные с движением поездов (службы тяги, движения и телеграфов). Начал организовываться санитарный контроль за объектами железнодорожного транспорта.

С 1893 года согласно этим правилам в составе Управления дороги наравне с другими службами имелась врачебная служба (еще называемая «частью»). Заведовал службой старший врач дороги, который подчинялся непосредственно начальнику дороги. Дорога имела несколько врачебных участков. Во главе участка стоял участковый врач, который обслуживал участок протяженностью не более 120 верст. На крупных железнодорожных объектах создавался самостоятельный врачебный участок. Принцип работы врачебных участков — стационарно-разъездной. Основными стационарными учреждениями являлись приемный покой (прототип современной поликлиники) и больница. Приемные покои располагали на станциях, отстоящих друг от друга на 100 верст.

В распоряжении участкового врача был санитарный вагон и специальный вагон для транспортировки больных. Врач участка наряду с лечебной работой должен был заниматься санитарно-эпидемиологической работой. На крупных станциях на случай крушений, катастроф был специально оборудованный санитарно-вспомогательный поезд. У главного кондуктора пассажирского поезда имелась аптечка и носилки для переноса больных. В пассажирских поездах была должность кондуктора-фельдшера, которому вменялся контроль за санитарным состоянием в поездах. В журнале «Железнодорожное дело» за 1890 год участковый врач П.Цезаревский так описывал свою работу на Люботинском участке Харьковско-Николаевской железной дороги : «…Протяженность участка 126 верст, 12 станций, 115 путевых будок и 16 казарм. Медперсонал участка — 1 врач, 3 фельдшера, 1 фельдшер-акушерка. На участке 4212 человек, в том числе 987 железнодорожников. Лечащий врач на 70% обслуживает терапевтических больных, на 30% хирургических и гинекологических, занимаясь при этом еще вопросами контроля за санитарным состоянием участка». В 1894 году в структуре уже самого Министерства путей сообщения организуется врачебно-санитарный отдел, а с 1897 года вводится и должность инспектора по санитарному состоянию железных дорог. Первым таким инспектором был доктор медицинских наук Евграф Александрович Головин. Начиная с 1906 года формируется структура будущей санитарно-эпидемиологической службы Министерства путей сообщения на уровне дороги : вводятся должности санитарных врачей в качестве помощников санитарных врачей дороги, а также должности дезинфекторов из расчета 1 дезинфектор на 2 врачебных участка.

1906 год можно считать годом формирования санитарно-эпидемиологической службы на железнодорожном транспорте. К 1913 году железнодорожная сеть возросла до 67,8 тыс.км, а численность железнодорожников и членов их семей до 3 млн.человек, в том числе 800-900 тыс.человек рабочих и служащих. К этому времени на железной дороге было всего 1-2 санитарных врача, поэтому основную санитарную и противоэпидемическую работу приходилось проводить участковым врачам. Эпидемиологическая обстановка в России в эти годы была крайне напряженной: регистрировались заболевания холерой и чумой. Это и определило, в основном, дальнейшее развитие санитарно-эпидемиологической службы на железнодорожном транспорте.

В 1913 году правительством были утверждены новые «Правила врачебно-санитарной части железных дорог открытых для общественного пользования» (взамен «Правил о медицинской службе (части) на всех железных дорогах казенных и частных»), которыми были предусмотрены изменения в организации врачебно-санитарного обеспечения железнодорожного транспорта за счет увеличения числа учреждений и специалистов. Общее руководство медико-санитарной деятельностью казенных и частных железных дорог возлагалось на врачебно-санитарный отдел Министерства путей сообщения, на уровне дороги руководство осуществлялось врачебно-санитарной частью при управлении дороги. В штат врачебно-санитарной части вводилась должность старшего врача по санитарной части, которому подчинялся санитарный врач (1-2), являющийся его заместителем и обязанный быть «специалистом с опытом работы и достаточными сведениями для производства санитарно-гигиенических исследований».

Санитарному врачу отводилась роль организатора проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий и консультанта участкового врача, являющегося основным исполнителем при осуществлении профилактической работы.

Для организации санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий создавались комиссии: главная дорожная санитарная комиссия, возглавляемая начальником дороги, участковые санитарные комиссии и санитарные попечительства, руководимые лицами, назначаемыми председателем главной санитарной комиссии. Главная санитарная комиссия разрабатывала общие противоэпидемические и санитарные меры, рассматривала сметы на улучшение санитарного состояния дороги, составляемые участковыми санитарными комиссиями, решала оперативные вопросы в связи с обострением эпидемической обстановки. В «Положении об участковых санитарных комиссиях» было указано, что одной из основных задач является «наблюдение за удовлетворительностью условий быта железнодорожного населения и принятие рациональных мер борьбы с появляющимися заболеваниями, имеющими общественное значение, а равно и мер, служащих к устранению санитарных недостатков на участке». Санитарные комиссии имели право приглашать на свои заседания земских и городских врачей, но не иначе как «по предварительному соглашению начальника дороги с губернаторской администрацией». На санитарные попечительства возлагались обязанности наблюдать «за вполне опрятным содержанием станционных зданий, буфетов, жилых домов, школ, мастерских, кухонь, бань, прачечных, товарных складов, отхожих мест, помойных и выгребных ям, дворов и прочих устройств дороги».

В 60-е годы прошлого столетия полным ходом шел процесс реализации государственных программ реконструкции, обновления и технического перевооружения железнодорожного транспорта и транспортного строительства. В связи со сменой паровозной на электровозную тягу осуществлялась модернизация значительной части инфраструктуры отрасли. Появлялись новые железнодорожные профессии. Изменение условий труда способствовало появлению мало изученных и слабо контролируемых гигиенических рисков. В сложившихся условиях крайне необходимой была оптимизация системы санэпиднадзора на объектах железнодорожной отрасли. Всё это послужило аргументом в пользу улучшения управляемости санитарно-эпидемиологических учреждений, расположенных на железных дорогах, их отделений и линейных участков. Вопрос о создании при Главном санитарном управлении МПС СССР оперативного органа, обеспечивающего организационно-методическое и оперативное руководство подведомственными санэпидстанциями, был решен на уровне министерств за достаточно короткий срок: на обращение заместителя министра путей

сообщения В.С. Гаврилова от 12 января 1965 года № А-942 положительный ответ дал письмом от 22 января 1965 года № 03-5/25 заместитель министра здравоохранения СССР Ю. Данилов. Одобрение Министерства здравоохранения СССР позволило издать приказ Министерства путей сообщения СССР от 29 января 1965 года № Г-260, которым была организована в Москве Cанитарно-эпидемиологическая станция Главного врачебно-санитарного управления МПС СССР.

Первым руководителем санэпидстанции, определившим стиль и специфику работы, был главный врач, кандидат медицинских наук А.В. Бордуков, назначенный на эту должность в 1965 году, ранее (с 1960 по 1962) он исполнял обязанности директора ВНИИЖГ (Всесоюзного научно-исследовательского института железнодорожной гигиены). В должности главного врача А.В. Бордуков трудился до февраля 1968 года.

15 мая 1965 года было утверждено первое Положение о санэпидстанции, разработанное опытнейшим специалистом В.А. Моисеевым, котрый пришел врачом на железнодорожный транспорт в 1932 году, с 1950 по 1957-й трудился в должности заместителя начальника Главсанупра МПС СССР – главного санитарного врача железнодорожного транспорта. В начале своего существования санэпидстанция имела слабую материально-техническую базу, размещаясь в двух значительно удаленных друг от друга зданиях. Все оперативные подразделения и административная часть занимали двухэтажное приспособленное здание на Ново-Басманной улице, д. 5а с общей площадью 220 кв. м, а лаборатории находились в полуподвальной части жилого дома площадью 185 кв. м по Песочному пер., д. 3. Работа в помещениях оперативных отделов и лабораторий вынужденно проводилась при искусственном освещении в течение всего рабочего дня. Кроме того, оперативные подразделения санитарного отдела размещались в одной комнате, где на каждого сотрудника приходилось менее 3 кв. м площади. На все гигиенические подразделения лабораторий имелся лишь один малогабаритный вытяжной шкаф, работающий на естественную вытяжку. Входы в лаборатории были совмещены с лестничными клетками для жильцов жилого дома. Вновь образованное учреждение имело в штате 28 ставок (занятых 23 физическими лицами), из которых специалистов с высшим образованием – 19 (15 физических лиц) и со средним образованием – 9 ставок (8 физических лиц). Под организационно-методическим руководством, контролем и необходимостью оказания практической помощи, подготовки и совершенствования кадров, оценкой их деятельности находилось 338 санэпидстанций и 8 противочумных учреждений. Структура Cанэпидстанции в 1965 году включала: санитарно-гигиенический отдел, отделение промышленной санитарии и гигиены труда, эпидемиологический отдел, отдел особо опасных инфекций, организационно-методический отдел, методический кабинет санитарного просвещения.

Производственная деятельность санэпидстанции осуществлялась в соответствии с годовыми планами, утверждаемыми Главсанупром МПС СССР,и ежеквартальными планами, в которых предусматривалось более детальное распределение работы по срокам и исполнителям.

Основными направлениями деятельности, определенными приказомМПС об организации СЭС Главсанупра МПС СССР, были: 1. Разработка организации мероприятий по предупреждению и ликвидации инфекционных, профессиональных заболеваний и травматизма, мероприятий по улучшению условий труда и быта железнодорожников и членов их семей, строителей и пассажиров. 2. Методическое руководство работой дорожных и линейных СЭС, противочумных учреждений и оказание им практической помощи. Выполнение поставленных задач осуществлялось путем: • разработки методических писем, положений, памяток, приказов, справок и других материалов по санитарно-эпидемиологическим и организационным вопросам; • рассылки врачебно-санитарным службам дорог приказов и инструкций Минздрава СССР; • подготовки специалистов и повышения квалификации на базе ВНИИЖГ, городских СЭС и других медицинских учреждений; • выполнения оперативных заданий Главсанупра МПС СССР. С первого года деятельности учреждения сотрудниками проводилось изучение и обобщение годовых форм статистической отчетности с дорог; был переработан ряд инструкций о взаимоотношениях между органами и учреждениями ГВСУ МПС и Минздрава СССР; разработаны и утверждены в ЦСУ СССР новые формы статистической отчетности инфекционных заболеваний ф. НО-25 и НО-25а (месячная и годовая), разработаны методические указания по их составлению и т.д. В 1966 и 1967 годах продолжалась разработка востребованных на линии нормативнометодических документов, таких как проект временного положения об отделе и отделении профилактической дезинфекции (Л.А. Вишневская); положение о работе СКП (В.А. Моисеев); положение об отделенческой и линейной СЭС (В.А. Моисеев); положение об организационно-методическом отделе Cанэпидстанции ГВСУ МПС СССР; методические рекомендации для врачебно-санитарных служб об объеме лабораторного контроля на промпредприятиях железнодорожного транспорта для промсанхимии – по локомотивным и вагонным депо (А.С. Коломийченко, Д.И. Гетлинг, Е.Г. Иванов); методические указания по определению вредных веществ в воздухе производственных помещений: локомотивных и вагонных депо, электровозо- и тепловозоремонтных заводов; перечень и санитарно-гигиеническая характеристика наиболее распространенных на железнодорожном транспорте полимерных строительных материалов (Ю.Ф. Соловьёв, О.Ф. Богатырёв); указания по проведению предупредительного санитарного надзора за наиболее распространенными на железнодорожном транспорте полимерными строительными материалами (Н.С. Пермякова, ВНИИЖГ); схема санитарного обследования дошкольных и школьных учреждений (О.А. Склярова); схемы по осуществляемой СЭС проверке выполнения комплексных мероприятий по снижению детской острой кишечной заболеваемости и коклюша, ликвидации дифтерии лечебно-профилактическими учреждениями на дорогах (Н.И. Колотилов, В.Ю. Крюков, В.М. Войлошников) и другие.

Таким образом, первые три года работы учреждения – это период адаптации и утверждения СЭС Главсанупра МПС СССР в системе Санэпидслужбы железнодорожного транспорта и железнодорожного здравоохранения, и одновременно – кропотливая работа по исполнению поставленных ведомством задач. С февраля 1968 по 1976 год главным врачом Cанэпидстанции Главсанупра МПС СССР был кандидат медицинских наук, заслуженный врач КараКалпакской АССР Г.Д. Островский. Учитывая, что в работе СЭС ГВСУ МПС СССР одной из главных задач являлось организационно-методическое руководство деятельностью санэпидучреждений железнодорожного транспорта, проводилось систематическое изучение состояния материально-технической базы всех санэпидстанций. По результатам, через СЭС ГВСУ МПС СССР, вносились конкретные пред- ложения, которые в последующем выполнялись. Так, за период с 1968 по 1972 год были построены новые или полностью реконструированы старые здания СЭС Октябрьской, Среднеазиатской, Приволжской, Южной, Белорусской, Западно-Сибирской, Северной, Московской и других железных дорог; капитально отремонтированы около 80 зданий СЭС, расширены площади 43 санэпидстанций, приспособлено 38 новых зданий. Ежегодно в этот период в 1,5–3 раза перевыполнялся план приобретения оборудования и инвентаря для санэпидстанций на железных дорогах за счет дополнительных ассигнований от управлений дорог. Укреплялась взаимосвязь с Министерством здравоохранения СССР в части взаимной информации по инфекционной заболеваемости, укоренялись рабочие связи с научно-исследовательскими институтами, подведомствен- ными Минздраву СССР. Постоянную и наиболее тесную рабочую связь в этот период Cанэпидстанция имела с ВНИИЖГ, совместно с которым были подготовлены актуальнейшие на то время Санитарные правила подготовки пасса жирских вагонов в рейс; Санитарные правила содержания пассажирских вагонов в пути следования; Методическое пособие по санитарному надзору за условиями, режимом труда и отдыха локомотивных бригад и другие. С участием специалистов ВНИИЖГ проводилась подготовка специалистов СЭС железных дорог.

В 1975 году по итогам проверки деятельности СЭС Главсанупра МПС СССР, проводимой в связи с поручением Комитета народного контроля СССР, от комиссии впервые были получены очень важные организационные предложения: • довести штатную численность персонала и количество структурных подразделений СЭС Главсанупра МПС СССР до уровня нормативов, предусматриваемых для Республиканской СЭС I категории; • скорректировать или разработать заново положение о СЭС Главсанупра МПС СССР, предоставив учреждению права, и вменить в обязанности в соответствии с появившимся тогда положением об органах государственного надзора, в том числе контрольные функции, как вышестоящему сетевому учреждению; • предоставить главному врачу Cанэпидстанции ГВСУ МПС СССР права заместителя главного санитарного врача железнодорожного транспорта; • функции предупредительного санитарного надзора, возложенные в то время на ВНИИЖГ, передать СЭС ГВСУ МПС СССР, сохранив за ВНИИЖГ обязанности консультативной помощи; • считать целесообразным создание при главном санитарном враче железнодорожного транспорта санитарно-технического эк- спертного совета, в состав которого включить ведущих специалистов СЭС ГВСУ МПС СССР. В 1974 году Министерством путей сообщения СССР было утверждено «Положение о санитарном надзоре на железнодорожном транспорте» № ЦУВС/3150 от 31 января 1974 года. В подготовке этого документа принимали участие специалисты СЭС Главсанупра МПС СССР. Также с их участием в 1975 году была разработана «Инструкция о порядке взаимодействия органов и учреждений санитарно-эпидемиологических служб системы Министерства здравоохранения СССР и системы Министерства путей сообщения СССР».

В 70-е годы прошлого столетия, под методическим руководством СЭС ГВСУ МПС СССР, специалисты и руководители санэпидстанций на местах участвовали в обследованиях условий труда и бытового обеспечения, профилактики заболеваний, организации водоснабжения и питания строителей железных дорог, в том числе строителей Байкало-Амурской магистрали; достаточно большая часть командировок была посвящена этой теме. В последующий период времени с 1977 по 1980 год Санэпидстанцией Главсанупра МПС СССР руководил Р.А. Судробин. Этот период характеризовался проведением санэпидмероприятий, прямо или косвенно связанных с подготовкой к проведению Олимпиады-80.

Одним из акцентов в этой работе было совершенствование санитарного надзора за пассажирскими перевозками, и в апреле 1979 года на ст. Харьков СЭС Главсанупра МПС СССР организовано и проведено сетевое совещание по этой теме. Специалисты учреждения приняли участие в подготовке к совещанию ряда регламентирующих документов о деятельности сан- эпидстанций; издании сборника инструктивно-методических материалов по санитарному надзору за пассажирскими перевозками; подготовке ряда указаний, направленных на совершенствование организационной работы санэпидстанций и санитарно-контрольных пунктов. На совещании былиподняты актуальные вопросы практического свойства: о введении в штатные нормативы дорожных санэпидстанций должности врача по гигиене пассажирских перевозок; о необходимости разработки санитарных правил для вокзалов, комнат матери и ребенка, комнат отдыха для пассажиров, по подготовке в рейс и содержании в пути следования пригородных поездов (электросекций); об организации курсов усовершенствования по гигиене пассажирских перевозок для заведующих СКП и для врачей дорожных СЭС; о постановке самым решительным образом вопроса об активизации работы постоянно действующих комиссий перед ЦВ МПС СССР; о разработке единого перечня учетной документации для СКП и санэпидстанций по пассажирским перевозкам. В соответствии с приказом Главсанупра МПС СССР № ЦУВС-4-8 от 15 февраля 1980 года учреждение меняет название на «Центральная санитарно-эпидемиологическая станция МПС СССР». С 1980 по 1983 год учреждением руководил Б.Г. Водопьян. Заместителем главного врача являлся в то время заведующий санитарно-эпидемиологическим отделом В.В. Новаш. Значительное внимание в годы деятельности Б.Г. Водопьяна было уделено укреплению материально-технической базы учреждения – для ЦСЭС МПС СССР в 1982 году было выделено новое помещение, им был организован и начат капитальный ремонт здания, в котором ранее находилось подразделение больницы, и приспособление его под нужды санэпидстанции. В новое здание были переведены лабораторные подразделения, приобретено новое оборудование, здание было оснащено железнодорожной телефонной связью, что значительно облегчило оперативную связь с учреждениями сети железных дорог. На 1982 год по штату ЦСЭС установлено 80,5 должностей, фактически работало 60 человек. Ученую степень кандидата медицинских наук имели 5 врачей, квалификационную категорию – 10 врачей и 2 человека из числа среднего медперсонала. Ежемесячно проводились заседания методического и фельдшерского советов, врачебные конференции. В январе 1983 года восстановлена работа режимной комиссии при ЦСЭС МПС СССР. Продолжилась практика издания сборников, регламентирующих документов в помощь санэпидстанциям сети дорог, в том числе по вопросам санитарного надзора за пассажирскими перевозками и охране внешней среды, в частности охране атмосферного воздуха. Только в 1982 году сотрудниками ЦСЭС МПС СССР выпущено 35 сборников документов, выполнено 93 командировки. Для текущего санитарного надзора ЦСЭС МПС СССР были переданы 50 объектов, подведомственные МПС СССР и расположенные в г. Москве.

После Б.Г. Водопьяна короткое время исполнял обязанности главного врача ЦСЭС МПС СССР заместитель главного врача – заведующий санитарно-эпидемиологическим отделом В.В. Новаш. В период с 1983 по 1987 годы учреждение возглавлял Г.Г. Онищенко. За время работы он внес существенный вклад в обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и устойчивой работы отрасли. Под руководством Г.Г. Онищенко ЦСЭС обеспечивала организационно-методическую помощь и контроль за деятельностью железнодорожных санэпидстанций, уделяя большое внимание нормативному обеспечению — разрабатывались сборники важнейших материалов по организации здравоохранения и санитарного надзора на железнодорожном транспорте,рганизовывались и проводились школы передового опыта, была разработана и внедрена комплексная система управления качеством труда. В период строительства Байкало-Амурской магистрали ЦСЭС оказывала помощь во всех направлениях санитарно-эпидемиологического обеспечения. Геннадий Онищенко принимал активное участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции, произошедшей в апреле 1986 года: осуществлял контроль за эвакуацией железнодорожной техники и работников железной дороги, отвечал за дезактивацию вагонов и оборудования. В апреле 1985 года, по предложению Г.Г. Онищенко, Центральной санитарно-эпидемиологической станцией МПС СССР принято активное участие в организации и проведении первого сетевого совещания главных санитарных врачей дорог по вопросам организации деятельности санитарно-профилактических учреждений железнодорожного транспорта. Совещанием отмечено, что значительные резервы повышения эффективности управления заложены в совершенствовании системы контроля за исполнением. В этой связи рекомендовано использовать опыт Львовской и Приднепровской железных дорог по применению комплексной системы управления качеством труда (КСУКТ). Во исполнение рекомендаций первого сетевого совещания 23–24 декабря 1986 года во Львове проведена сетевая школа передового опыта для главных врачей дорожных СЭС по внедрению Комплексной системы управления качеством санэпидобслуживания населения. С учетом накопленного опыта специалистами ЦСЭС МПС СССР было подготовлено «Положение о сетевой школе передового опыта санитарно-противоэпидемического обеспечения на базе санитарно-эпидемиологической станции железнодорожного транспорта», утвержденное 14 апреля 1987 года № ЦУВС-6.

В 1987 году на должность главного врача Центральной санитарно-эпидемиологической станции был назначен Ю.М. Артёменков. Так совпало, что в августе 1987 года был опубликован проект «Основных направлений развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года», который предусматривал ликвидацию ведомственной, в том числе железнодорожной, санитарной службы и ЦСЭС МПС СССР в том числе. Ю.М. Артёменков под руководством Главсанупра МПС СССР активно включился в подготовку документов, направленных на сохранение санитарной службы на железнодорожном транспорте. По инициативе Главсанупра МПС СССР (С.Д. Кривуля) министром путей сообщения СССР был издан приказ от 21 декабря 1987 года № 52Ц «О мерах по улучшению санитарно-эпидемиологического благополучия, перестройке управления и повышению действенности санитарного надзора на железнодорожном транспорте», где был предусмотрен ряд организационных мер, способствующих решению стоящих перед санитарными органами задач: • выведение из подчинения врачебно-санитарных служб железных дорог учреждений Санэпидслужбы и подчинение их непосредственно главным санитарным врачам железных дорог; • подчинение главного санитарного врача железнодорожного транспорта непосредственно министру путей сообщения. Такая поддержка санитарной службы министром путей сообщения вдохновила молодого главного врача и коллектив ЦСЭС МПС СССР на творческий подход к работе и совершенствование ее качества, тем более что в арсенале объективных оценок деятельности имелась и продолжала использоваться разработанная и внедренная под руководством Г.Г. Онищенко система количественной оценки труда (балльная система). Баллы подсчитывались ежеквартально, по ним определялись победители соревнования (как отделы, так и специалисты).

В 1988 году организационно-методическим руководством ЦСЭС МПС СССР были охвачены 359 санэпидстанций, из которых 32 – дорожных, 179 – отделенческих, 147 –линейных и 1 станция Московского метрополитена. В 1988–1989 годах была изменена штатная структура Центральной СЭС МПС СССР, она включала: административно-управленческий аппарат (5 человек), организационно-методический отдел (5 человек, из них 4 врача), санитарно-гигиенический отдел с лабораторией (29 человек, из них 17 врачей), отдел гигиены перевозок и экстремальных ситуаций (5 врачей), эпидемиологический отдел с бактериологической лабораторией (24 человека, из них 14 врачей), прочий персонал (9 человек). В составе санитарно-гигиенического отдела (заведующий – Б.А. Кошелев) были выделены отделение коммунально-пищевой гигиены (заведующий – М.О. Л юбченко), отделение гигиены труда и предсаннадзора и лаборатория физико-химических и инструментальных исследований (заведующая – А.И. Абрамовская).

В эпидотделе (заведующий – к.м.н. А.Е. Ясин) были выделены противоэпидемическая, паразитологическая, дезинфекционные группы, группа особо опасных инфекций и бактериологическая лаборатория. В конце 1988 года в составе ЦСЭС МПС СССР в пределах существующего штатного расписания организован отдел гигиены перевозок и экстремальных ситуаций. Комиссией, проверяющей работу учреждения по заданию руководства МПС СССР, было отмечено: «Следует положительно оценить это новое структурное подразделение, которое осуществляет комплексный подход к санитарному надзору за перевозками пассажиров и грузов, имеет необходимый набор специалистов для оперативного реагирования на возможное возникновение аварийных и других экстремальных ситуаций».

Основным нормативным показателем деятельности ЦСЭС МПС СССР, как организационно-методического центра санитарно-эпидемиологической службы железнодорожного транспорта, являлось выполнение утвержденных планов. Годовой и квартальные планы учреждения в основном выполнялись. Исключением были переносы, вызванные объективными причинами, – подготовкой значительного числа внеплановых документов распорядительного, аналитического и информационного характера, а так- же большим числом экстренных выездов на сеть железных дорог в связи с различными чрезвычайными ситуациями (аварии в Арзамасе и Свердловске, землетрясение в Армении, обострение межнациональных отношений в Закавказье, эпидемические осложнения на ряде железных дорог).

Специалисты ЦСЭС МПС СССР принимали участие в расследовании и ликвидации последствий аварийных ситуаций в Ташкентском метрополитене, Кемеровской, Приднепровской, Северной, Октябрьской и Белорусской железных дорогах. Кроме того, организовали и проводили противоэпидемические мероприятия по ликвидации вспышек инфекционных заболеваний на Целинной, Среднеазиатской, Алма-Атинской, Западно-Казахстанской, Юго-Восточной, Октябрьской и Южно-Уральской железных дорогах. Результаты расследований причин возникновения вспышек рассматрива- лись на заседаниях дорожных ЧПК с принятием мер административного воздействия к виновным. В ряде случаев материалы переданы в прокуратуру для возбуждения уголовных дел. Специалистами ЦСЭС МПС СССР умело использовались различные рычаги влияния для разрешения локальных проблем, связанных с гигиеническими рисками. Так, в результате анализа, проведенного специалистами санитарно-гигиенического отдела, было установлено, что использование асбестового балласта для путевых работ связано с негативным влиянием на путевых рабочих, строителей железнодорожных путей, работников железнодорожного транспорта, занятых перевозками грузов и пассажиров. Материалы специалистов ЦСЭС были использованы для подготовки письма на имя председателя ЦК профсоюза работников железнодорожного транспорта и транспортного строительства и санитарного предписания начальнику Главного управления пути, где, кроме этого, были сформулированы требования по существенному улучшению условий труда в асбестовом карьере г. Асбеста и дан запрет на дальнейшее использование отходов асбестового производства в качестве балласта впредь до получения научного обоснования.

В 1992 году согласно указанию Министерства путей сообщения от 8 июля 1992 года № П-491 «О переименовании учреждений санитарно-эпидемиологической службы МПС Российской Федерации» ЦСЭС МПС СССР была переименована в Сетевой центр санитарно-эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте. Соответствующим образом изменились наименования дорожных, отделенческих и линейных санэпидстанций.

 

На сегодняшний день Куйбышевский Дорожный филиал ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожном

Поиск

Календарь

«  Июль 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Друзья сайта