Рекомендации по срокам и периодичности иммунизации против кори, эпидемического паротита и краснухи составлены с учетом нескольких факторов, в том числе длительности защитного действия материнских антител, выраженности иммунного ответа на вакцину в разном возрасте, частоты первичной вакцинальной недостаточности, продолжительности поствакцинального иммунитета и общего уровня охвата населения вакцинацией. В 1980-е гг., когда календарь прививок включал введение одной дозы вакцины против кори, эпидемического паротита и краснухи в возрасте 15 мес, было зарегистрировано несколько вспышек кори. Эти вспышки охватили в основном следующие три группы детей:
1) невакцинированных детей младше 15 мес;
2) невакцинированных дошкольников старше 15 мес;
3) ранее вакцинированных школьников. Инфекция у детей младше 15 мес, по-видимому, объяснялась преждевременной утратой материнских антител (в связи с тем, что мать приобрела иммунитет в результате вакцинации, а не естественной инфекции). Инфекция у ранее привитых школьников может объясняться первичной вакцинальной недостаточностью (она отмечается в 2—10% случаев) или ослаблением поствакцинального иммунитета.

Вспышки инфекции среди детей, пропустивших вакцинацию в возрасте, предписанном календарем прививок, указывают на необходимость дополнительных мер по усилению охвата и доступности вакцинации, а также просветительской работы с населением. В связи с этим Американская академия педиатрии и Консультативный совет по иммунизации выпустили новые рекомендации, согласно которым следует вводить 2 дозы вакцины, а первую дозу вводить всем детям в более раннем возрасте — в 12 вместо 15 мес. Вторую дозу рекомендуется вводить до поступления ребенка в школу (в 4—6 лет), но можно сделать это уже через месяц после первой. Для повышения охвата вакцинацией Национальный консультативный совет по вакцинам выпустил также рекомендации для медицинских работников. С внедрением новых мер заболеваемость корью в США существенно снизилась, большинство заболевших составляют непривитые дети. Недавний рост заболеваемости эпидемическим паротитом среди подростков и молодых взрослых обусловлен, по-видимому, недостаточной иммунизацией лиц, рожденных в 1967— 1977 гг., когда вакцина уже появилась, но еще не была включена в календарь прививок. Следует прививать всех лиц старше 1 года, которые не были привиты живой вакциной против эпидемического паротита, за исключением перенесших инфекцию, подтвержденную записью врача или серологической реакцией на специфические антитела. Большинство лиц, рожденных До 1957 г., перенесли естественную инфекцию, поэтому их обычно считают иммунными, даже если у них в анамнезе нет указаний на перенесенный эпидемический паротит. В отличие от эпидемического паротита, протекающего с характером симптоматикой, краснуху уверенно диагностировать по клинической картине нельзя. Иммунными к краснухе следует считать всех лиц, привитых после того, как им исполнился год, а также тех, у кого обнаружены специфические антитела. В настоящее время нет каких-либо указаний на то, что вакцинация против эпидемического паротита или краснухи может принести какой-либо вред лицам, у которых уже есть поствакцинальный или естественный иммунитет.
Штаммы, применяемые для изготовления вакцины, выращивают на куриных эмбрионах, однако белки куриного яйца, способные вызвать аллергические реакции, содержатся в вакцине в несущественных количествах. Анафилактические реакции на белок куриного яйца сегодня не считаются противопоказанием к введению этой вакцины. Дети с аллергией к куриным яйцам подлежат плановой вакцинации, так как риск анафилактических реакций у них низкий. При наличии в анамнезе анафилактических реакций на неомицин ребенка можно вакцинировать только после проведения кожных проб. Легкие аллергические реакции на антибиотики, куриное мясо и перья не служат противопоказаниями к вакцинации. У лиц с тромбоцитопенией в анамнезе, особенно совпавшей по времени с введением первой дозы вакцины против кори, эпидемического паротита и краснухи, немного повышен риск повторной тромбоцитопении после введения вакцины. Поскольку при кори и краснухе, вызванных дикими штаммами вируса, тромбоцитопения встречается значительно чаще, а поствакцинальная тромбоцитопения обычно бывает легкой и преходящей, польза вакцинации обычно превосходит связанный с ней риск. Однако если тромбоцитопения развилась после первой дозы вакцины, от второй дозы вакцины лучше отказаться. Живые вакцины противопоказаны лицам с иммунодефицитом или подозрением на него. Исключение составляют дети с бессимптомной или клинически явной ВИЧ-инфекцией, у которых нет тяжелых нарушений иммунитета (число лимфоцитов CD4 ненамного ниже возрастной нормы). У этих детей повышен риск осложнений кори и смерти от нее, поэтому их следует вакцинировать.
Во время беременности опасения вызывает применение любых живых вакцин, а вакцины против краснухи в особенности. Проанализировав сведения, собранные у женщин, случайно вакцинированных против краснухи во время беременности или незадолго до ее наступления, Центр по контролю заболеваемости не выявил никаких признаков фетального синдрома краснухи ни у живых новорожденных, ни в плодных тканях, полученных в результате аборта. С другой стороны, в последних был обнаружен вакцинный вирус, что свидетельствует о его способности проникать через плаценту. Хотя вакцинации против краснухи перед наступлением беременности и во время нее следует избегать, сама по себе она не служит показанием к прерыванию беременности. К побочным эффектам противокоревой вакцины относятся отек и болезненность в месте инъекции (часто), лихорадка через 7—12 сут после вакцинации и — в эти же сроки — кореподобная сыпь (5%). У лиц, вакцинированных убитой противокоревой вакциной (применявшейся в 1963—1967 гг.), при ревакцинации живой вакциной была повышена частота местных побочных эффектов. Однако это не служит противопоказанием к ревакцинации, так как у них повышен риск тяжелого и атипичного течения кори, вызванной диким штаммом вируса. Как уже было сказано, в течение 2 мес после введения вакцины против кори, эпидемического паротита и краснухи изредка развивается тромбоцитопения. Она обычно бывает легкой и преходящей и встречается значительно реже чем при естественном течении кори и эпидемического паротита. Описаны единичные случаи энцефалита и энцефалопатии после вакцинации против кори и эпидемического паротита, но их частота значительно ниже фоновой заболеваемости энцефалитом неясной этиологии, что говорит о случайном совпадении этих событий. Описано развитие подострого склерозирующего панэнцефалита (позднее осложнение кори, вызванной диким штаммом вируса) в отсутствие данных о естественной инфекции, однако частота этого осложнения с началом массовой вакцинации резко упала. Побочные эффекты вакцины против эпидемического паротита включают болезненность в месте инъекции, невысокую лихорадку и изредка легкий орхит и паротит. Вакцина против краснухи иногда вызывает местную болезненность, сыпь, лихорадку и увеличение лимфоузлов, а также преходящий артрит или артралгию через 1—3 нед после вакцинации. Это осложнение чаще всего (у 10—15% вакцинированных) развивается у женщин и девушек по окончании пубертатного периода. В последнем полном научном обзоре, проведенном Институтом медицины Национальной академии наук, подтверждена причинно-следственная связь между введением вакцины против кори, эпидемического паротита и краснухи и анафилактическим реакциями, тромбоцитопенией, фебрильными припадками и острым артритом. Связь этой вакцины с другими состояниями, включая нейропатию, синдром Гийена—Барре и тромбоцитопеническую пурпуру, признана случайной.
По вопросам вакцинации обращаться в консультационный центр Куйбышевского Дорожного филиала по железнодорожному транспорту ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области» работает по телефонам: 8 (846) 303-37-57.
Время работы консультационного центра :
понедельник-четверг – с 9:00 до 12:00 и с 13:00 до 16:45;
пятница – с 9:00 до 12:00 и с 13:00 до 15:45;
суббота-воскресенье – выходной
|