«Покупатель всегда прав!», так говорится в известной современной поговорке. Мы с вами все покупатели. И неважно, что мы покупаем. Это может быть не только покупка каких — то продуктов питания или товаров для дома. Покупателями или потребителями мы являемся каждый раз, когда мы пользуемся какими-то услугами. Это может быть посещение поликлиники или пребывание ребенка в детском дошкольном учреждении или школе, покупка туристической путевки или оплата коммунальных услуг, посещение чиновника или покупка недвижимости т.д. Мы каждый день остаемся покупателями.

15 марта в мире празднуется всемирный день защиты прав потребителей. Впервые этот праздник начал отмечаться с 1983 года, в годовщину выступления на Конгрессе американского президента Джона Ф. Кеннеди, где он сформулировал 4 основных прав потребителей. А именно:
-
Право на безопасность при покупке товара или получении услуги.
-
Право на информацию о товаре или услуге.
-
Право на выбор услуги, товара.
-
Право быть услышанным, если нас что-то не устраивает в товаре или услуге.
В России этот день начал отмечаться сравнительно недавно. Еще в пору существования СССР в1989 году было создана Всесоюзная федерация потребительских обществ, в которое вошли такие службы, как Санэпиднадзор, Госстандарт, антимонопольный комитет. Уже тогда покупатели товаров и услуг могли обратится с жалобами в эти службы и отстоять свои права.
7 февраля 1992 года был принят закон № 2300-1 "Закон о защите прав потребителей". И лишь только после принятия этого Закона праздник начал отмечаться и в России. Этим законом были отрегулированы взаимоотношения между потребителями товаров, услуг и их изготовителями, продавцами, исполнителями, установлены права покупателей при приобретении товаров или услуг надлежащего качества и безопасного для здоровья и жизни потребителей.
Кроме того, согласно этому закону каждый потребитель имеет право на получение информации о товаре (услуге). Это может быть информация об изготовителе товара, сроке годности, гарантийных обязательствах. А также государственная и общественная защита интересов потребителей, механизм реализации прав.
Позднее к первоначальным правам добавились еще следующие права:
-
Право на возмещение ущерба ( морального и материального), если приобретенный товар или оказанная услуга нас чем-то не устраивает.
-
Право на потребительское образование. Мы должны знать, что покупаем или какую услугу нам предлагают.
-
Право на удовлетворение базовых потребностей.
-
Право на здоровую окружающую среду и жить в экологически безопасных условиях.
Сейчас в каждом крупном городе или районном центре существуют комитеты по защите прав потребителей. За годы своего существования эти комитеты рассмотрели огромное количество жалоб, в результате которых были защищены юридические права потребителей.
Все-таки на что мы можем рассчитывать, если приобрели некачественный товар?
Если это продукты питания
Если это продукты питания, то необходимо вернуть некачественный товар в тот магазин, где был куплен этот товар. Продавцы не в праве вам в этом отказать и должны обменять данный товар на аналогичный, но хорошего качества или вернуть деньги за некачественный товар. И если у вас не оказалось товарного или кассового чека, это не повод отказать в вашем требовании.
О том, как вернуть некачественные продукты питания, можно прочитать здесь.
Если это сложная в техническом плане техника
Если оказался ненадлежащего качества товар сложного в техническом плане, претензии по его качеству должны быть удовлетворены в 15-дневный срок. По истечении этого срока претензии могут предъявляться в случае, если выявленные недостатки являются существенными, нарушены сроки ликвидации недостатков и в течение 30 дней купленным товаром невозможно пользоваться. Продавец имеет право проверить качество купленного товара.
В случае некачественного товара продавец обязан вернуть покупателю деньги . Обычно продавцы очень неохотно идут на это. При отказе покупатель должен написать письменное заявление на имя продавца в 2-х экземплярах с указанием причины возвращения товара. Желательно приложить кассовый чек. Один экземпляр отдается продавцу, на другом заявлении продавец ставит число и свою роспись или штамп магазина.
Отсутствие кассового или товарного чека не является поводом отказа от возврата товара. Заявление должно быть рассмотрено в течение 30-дневный срок. Если по истечении этого срока продавец вам не вернул деньги, вы вправе обратиться в жалобой в комитет по правам потребителей (он имеется в каждом городе) или обратиться в суд.
Что делать, если вы получили некачественную услугу
Если вам оказали некачественную услугу, вы имеете право попросить об устранении недочетов в бесплатном порядке или уменьшить стоимость оказанных услуг. Вы можете попросить выполнить эту услугу еще один раз, даже с привлечением третьих лиц, или попросить возместить затраты на выполнение услуги.
Выполнение претензий не прекращает ответственность за оказанную услугу или работу в течение гарантийного срока, который не превышает 2 года. Если были недостатки по отношению к строению или другому недвижимому имуществу, то гарантийный срок считается не больше 5 лет.
Если изъяны при получении услуги существенные, то потребитель имеет право предъявить претензии в том случае, если докажет, что они возникли до получения результатов работы в течение гарантийного срока, но не позднее 2 лет, для недвижимого имущества – 5 лет. Если срок не определен, то гарантийный срок удлиняется до 10 лет.
Претензия на неправильно оказанную услугу должна удовлетвориться в течение 20 дней с момента ее предъявления. Если нет возможности ликвидировать недочеты в оказании услуг, то потребитель вправе потребовать возмещение материальных затрат на устранение этих недочетов или снизить плату за оказанную услугу, или расторгнуть договор.
Известно, что качество товаров в нашей стране оставляет желать лучшего. И не стоит стесняться требовать соблюдение законодательства в области защиты прав потребителей. Российское законодательство в этой области является самым жестким в мире по отношению к продавцам и производителям. Если приобрели некачественный товар или вам оказали услугу ненадлежащего качества, соответствующие органы всегда придут на помощь. Самое главное, не надо устраняться от решения возникших проблем.
Будьте здоровы!
С 12 марта по 26 марта 2018 года организованна тематическая "Горячая линия" по защите прав потребителей.
Консультационный центр Куйбышевского Дорожного филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» работает по телефонам: 8 (846) 303-37-57, 303-37-35, 303-25-76.
Время работы консультационного центра :
понедельник-четверг – с 9:00 до 12:00 и с 13:00 до 16:45;
пятница – с 9:00 до 12:00 и с 13:00 до 15:45;
суббота-воскресенье – выходной.
|